Разъяснения прокуратуры

Прокуратура разъясняет: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления

 

Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты - Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.

Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).

Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительная экспертиза проводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза - это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено выше, чаще всего коррупциогенные факторы органы прокуратуры выявляют в муниципальных правовых актах, что объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, значительным количеством муниципальных образований в России. Во-вторых, недостаточностью правового регулирования антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне. В большинстве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, как правило, содержится рекомендация органам местного самоуправления о разработке и утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В-третьих, недостаточной квалификацией лиц, назначенных в муниципальных органах для проведения антикоррупционной экспертизы.

Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы - такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.

Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т.е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.

Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Форма заключения, установлена Приложением №1 к Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

 

Прокуратура разъясняет:

Представление сведений о доходах депутатами Советов сельских поселений:

 

Нормативная база:

1)    Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40);

2)    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

3)    Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 08.03.2015) "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (вместе с "Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции")

4)    Закон Томской области от 07.07.2009 N 110-ОЗ «О противодействии коррупции в Томской области»

 

Депутаты представительного органа муниципального образования обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах, а также о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.

Согласно ст. 2 Закона № 131-ФЗ депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно статье 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения о доходах представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах определены приложением № 3, 4 к Закону Томской области от 09.12.2005 № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области». Гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, сведения о доходах предоставляются  при заключении служебного контракта, а муниципальными служащими  - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Форма Справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.

Из п. 4 ст. 6 Закона N 273-ФЗ следует, что профилактика коррупции в том числе осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

Срок:

 

Не позднее 01.04 ежегодно.

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

Срок подлежит определению в муниципальном нормативном правовом акте.

 

 

Согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие (занимающие) должности, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон N 230-ФЗ).

В соответствии с пп. "г" п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, занимающих муниципальные должности на постоянной основе, а также супруга (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

 

Последствия:

В качестве дополнительной информации сообщаем, что согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 230-ФЗ невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

На основании ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.

Следовательно, в случае нарушения указанной обязанности полномочия депутата могут быть прекращены досрочно.

 

 

Прокуратура разъясняет: уголовно-правовая ответственность за взяточничество

 

Коррупция в органах государственной власти России вышла на уровень общенациональной угрозы. Взяточничество должностных лиц является одним из наиболее распространенных проявлений коррупции.

Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

По смыслу закона взятка – это деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, получаемые должностным лицом лично или через посредника за «действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Уголовную ответственность влечет как явная, так и завуалированная взятка. В качестве взятки могут рассматриваться не только деньги и вещи, но и любые имущественные выгоды.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества для его временного использования и др.).

Субъектом получения взятки является должностное лицо, которым признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации

В то же время, в случае, если должностное лицо, имея корыстный умысел, получает деньги, имущество и т.д. за совершение действий, однако не обладает полномочиями на их совершение, его действия квалифицируются как мошеннические.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное) в отсутствие предварительной договоренности.

При этом уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Ответственность за получение взятки также не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия, совершенные должностным лицом в целях реализации достигнутой договоренности с взяткодателем (например, незаконное предоставление за взятку земельного участка может квалифицироваться, в частности, как злоупотребление должностными полномочиями или хищение в пользу третьего лица).

 

Вымогательство взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) является квалифицированным видом совершения данного преступления. Одновременно это основание освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, что во многом и определяет понимание этого признака в судебной практике.

Согласно п.18 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица дать взятку сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

При этом не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

 

Помимо изложенного, уголовно наказуемо и посредничество во взяточничестве, предусмотренное статьей 291.1 УК РФ, под  которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей).

Посредник действует по просьбе или поручению лица, дающего либо лица, принимающего взятку, осознавая, что он участвует в названной коррупционной схеме, и тем самым способствует совершению иного преступления.

 

Частью 5 статьи 291.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

 

Статьей 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника.

Ответственность за дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки, что также уголовно наказуемо.

При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

 

Наказание за взяточничество.

Недавние изменения уголовного законодательства ознаменовались ужесточением наказания за преступления, связанные с взяточничеством.

Так, наказание за получение взятки (статья 290 УК РФ) может доходить до штрафа в размере стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Дача взятки (статья 291 УК РФ) может наказываться штрафом в размере до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Наказание за посредничество во взяточничестве (статья 291 УК РФ) может составить штраф в размере девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

 

         Куда обратиться, если столкнулся со взяточничеством?

Обо всех известных фактах коррупционных проявлений на территории Томского района можно сообщить в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по Томскому району по телефону: 795-333, либо лично обратиться с заявлением или отправить его почтовым отправлением по адресу: 634040, г.Томск, ул.Иркутский тракт, 198/1 стр.3;  а также в прокуратуру Томского района по телефону 53-40-52, либо лично обратиться с заявлением или отправить его почтовым отправлением по адресу: 634029, г.Томск, ул.Белинского, 14.

Все обращения будут рассмотрены в установленном законом порядке.